ДУНКАН (Duncan) Айседора (1877-1927) - американская танцовщица. Была в числе основоположников школы танца "модерн". Использовала древнегреческую пластику, балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви. В 1921-24 жила в России, организовала собственную студию в Москве. Жена С. А. Есенина.
дункан i
Энциклопедический словарь
ДУНКАН I - ДУ́НКАН I (Duncan) (ум. 1040), король Шотландии с 1034. Убит Макбетом (см. МАКБЕТ) (в бою, а не в постели, как описано у Шекспира в «Макбете»).
Энциклопедия Кольера
(Duncan I)
(ум. 1040), король Шотландии, сын светского аббата монастыря Дункельд, внук Малькольма II Маккенета, которого он сменил на троне в 1034. Прежде Дункан являлся rex Cumbrorum (лат. "правитель кимвров"), или королем валлийцев Стратклайда. После смерти Сигурда, графа Оркни, в битве при Клонтарфе (ныне входит в Дублин) в 1014, сын Сигурда Торфинн занял области Сазерленд и Кейтнесс, в то время как в области Морей c 1029 правил Макбет. Дункан отправил своего племянника Моддана занять эти земли, а после того, как тот встретил отпор, захватил их сам. После морского сражения при Пентленд-Ферте Дункан отплыл назад в Морей-Ферт. Один из предводителей Торфинна убил Моддана, а Дункан был разбит в битве при Бергхеде. Согласно легенде, 14 августа 1040 Макбет умертвил Дункана в Питгавенне близ Элгина. Дункан похоронен на острове Айона (близ острова Малл). Двое его сыновей, Малькольм III Канмор и Доналд V Бан, стали впоследствии королями Шотландии. Дункан появляется в трагедии Шекспира Макбет: он прибывает в замок Макбета Инвернесс, чтобы провести здесь ночь, и во сне оказывается заколотым хозяином, поскольку тот во что бы то ни стало стремится завладеть троном.
ЛИТЕРАТУРА
Федосов Д. Рожденная в битвах. Шотландия до конца ХIV века. М., 1996
Полезные сервисы
дункан айседора
Энциклопедический словарь
Дунка́н Айседора (Duncan) (1877-1927), американская танцовщица. Была в числе основоположников школы танца «модерн». Использовала древнегреческую пластику, балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви. В 1921-24 жила в России, организовала собственную студию в Москве. Жена С. А. Есенина.
* * *
ДУНКАН Айседора - ДУНКА́Н (Duncan) Айседора (1877-1927), американская танцовщица. Была в числе основоположников школы танца «модерн». Использовала древнегреческую пластику, балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви. В 1921-24 жила в России, организовала собственную студию в Москве. В 1922-1923 была женой С. А. Есенина. (см. ЕСЕНИН Сергей Александрович)
Энциклопедия Кольера
ДУНКАН Айседора (Duncan, Isadora)
АЙСЕДОРА ДУНКАН
(1877-1927), американская танцовщица свободного стиля, стоявшая у истоков современных направлений танца. Родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877. После сезона в составе "Шекспировской труппы" Огастина Дейли, где она сыграла роль одной из фей в Сне в летнюю ночь, Дункан в 1899 уехала в Лондон и начала танцевать босиком в легкой тунике.Выступала в странах Европы, несколько раз в России (начиная с 1904), где познакомилась с танцовщиком и хореографом М.М.Фокиным, который тоже пытался освоить пластику Древней Греции. Дункан проповедовала "высший разум в освобожденном теле". Одним из главных ее достижений - наряду с тем впечатлением, которое оставлял у зрителей ее танец, - стало утверждение возможности существования сценического танца вне прежних запретов, например, подражая ритму колеблемых ветром деревьев или волн. Одной из первых Дункан использовала симфоническую музыку, в том числе Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Открыла школы танца в Европе и в США, хотя никогда не занималась систематизацией своей системы. В 1921 приехала преподавать в Советскую Россию, где основанная ею школа и студия просуществовали до 1949. 14 сентября 1927 во Франции Дункан погибла в результате несчастного случая: ее длинный шарф запутался в колесе автомобиля, в котором ехала танцовщица, и удушил ее.
ЛИТЕРАТУРА
Дункан А. Танец будущего. М., 1907 Айседора. Гастроли в России. М., 1992 Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. Воспоминания. М., 1992 Блэйер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы. М., 1994 Дункан И., Макдугалл А.Р. Русские дни Айседоры Дункан и ее последние годы во Франции. М., 1995 Айседора Дункан. М., 1997
Гуманитарный словарь
ДУНКА́Н Айседора (Данкан Изадора) (1877-1927) - амер. танцовщица. Противница танцевальных школ и академич. условностей, Д. выступала за свободный танец, рожденный в единстве с природой и вдохновленной музыкой, стремясь к идеалам античности. Д. танцевала босой, в легкой тунике. Импровизации Д. возникали под звуки классич. музыки, не предназначенной для танца. Они состояли из естеств. движений: бега, ходьбы, прыжков, выразит. жестов и оказывали огромное эмоциональное воздействие на зрителей. Популярность пришла к ней в Европе. Первые выступления состоялись в Будапеште (1903), Берлине (1904), Москве и Петербурге (1904). Д. неск. раз возвращалась в Москву, где организовала дет. студию (1922), придавая танцу большое воспитат. значение. После ее отъезда из России (1924) студией руководила Ирма Д. (приемная дочь). Д. создала свои школы в Германии, Франции и США. В репертуаре Д. были симфонич. произв. Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, К. Глюка, а также рев. песни - "Марсельеза", "Интернационал", "Варшавянка". Ее иск-во оказало большое влияние на мировую хореографию, способствуя развитию танца модерн, созданию новой танцевальной лексики в пост. балетмейстеров М. М. Фокина, А. А. Горского, К. Я. Голейзовского. Была женой С. А. Есенина.
А. Дункан. Худ. Х. Клара
Полезные сервисы
дункан дэвид дуглас
Энциклопедический словарь
ДУНКАН Дэвид Дуглас - ДУ́НКАН (Данкен) (Duncan) Дэвид Дуглас (р. 23 января 1916, Канзас-Сити, Миссури, США), американский фоторепортер.
Окончил университет в Майами (1938). Во время Второй мировой войны служил в морской пехоте и фотографировал действия морской авиации на Тихом океане. Его фотографии Корейской войны (1950), составившие позднее книгу «Это война!» («This is War!», 1951), отображают солдатские военные будни.
В 1955 прекратил работу в «Лайфе» и стал свободным фотографом. Его встреча с Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) (1956) вызвала несколько серий: «The Private World of Pablo Picasso» («Частный мир Пабло Пикассо», 1958), «Picasso"s Picasso» («Работы Пикассо», 1961), «Goodbye Picasso» («Прощай, Пикассо», 1974), «The Silent Studio» («Тихая студия», 1976). В работе «The Kremlin» («Кремль», 1960) художественные сокровища Кремля стали поводом для рассказа о русской истории. Автобиография «Yankee Nomad: A Pictorial Odyssey» («Кочевник янки: фотоодиссея») была опубликована в 1966. Его фотографии съездов Демократической и Республиканской партий для избрания кандидата в президенты (1968) появилась в книге «Self-Portrait, U.S.A.» («Автопортрет США», 1969), а подборка фотографий Вьетнамской войны - в книге «War Without Heroes» («Война без героев», 1971). Более поздние экспериментальные работы Дункана собраны в книгах: «Prismatics Exploring a New World» («Призматика: исследование нового мира», 1973) и «Magic Worlds of Fantasy» («Магические миры фантазии», 1978).